Решение Евросуда по делу "Ахмадов и другие против России" осталось неисполненным
Адвокат организации "Правовая инициатива по России" Григор Аветисян подготовил материалы о неисполнении в РФ решения Европейского суда по правам человека по делу о гибели двух жителей Чечни в 2001 году. Евросуд обязал Россию провести расследование и наказать виновных в смерти родственников заявителей, однако этого сделано не было. Собранные юристом материалы планируется представить Комитету министров Совета Европы в ходе сессии по правам человека, которая, предположительно, пройдет в конце февраля этого года.
О том, что Европейский суд по правам человека удовлетворил жалобу родственников Амхада Гехаева и Залины Межидовой, погибших в 2001 году в Чечне, и вынес решение о выплате им денежной компенсации в сумме 119 500 евро, стало известно в ноябре 2008 года. Жалобу в Европейский суд, которая рассматривалась в нем как дело "Ахмадов и другие против России", 9 апреля 2002 года подали восемь человек – родственники 20-летней Залины Межидовой и 15-летнего Амхада Гехаева, убитых в октябре 2001 года в Чечне военными. Позиция заявителей, которых представляли юристы организации "Правовая инициатива по России", сводилась к тому, что нападение военных на мирных жителей, в ходе которого они были убиты, ничем не было спровоцировано и имело беспричинный и произвольный характер.
14 апреля 2008 года ЕСПЧ вынес решение по делу "Ахмадов и другие против России", в котором установил нарушения статей 2, 13 и 38 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Лишение жизни Залины Межидовой и Амхада Гехаева не было оправдано наличием условий абсолютной необходимости, установил суд. Также отсутствовали эффективное расследование обстоятельств их убийства и эффективные меры правовой защиты, способные привести к установлению и наказанию виновных, а правительство России отказалось предоставить в распоряжение ЕСПЧ материалы данного уголовного дела, указывается в решении.
14 ноября 2008 года решение Евросуда, в котором Россия признается ответственной за убийство Межидовой и Гехаева, вступило в силу и стало обязательным для исполнения в Российской Федерации. По словам Григора Аветисяна, решение ЕСПЧ означает, что, согласно статье 46 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, на государстве-участнице Конвенции лежит ответственность исполнить окончательное решение ЕСПЧ по делам, по которым она является стороной.
"В случае неисполнения решения ЕСПЧ Комитет министров выносит резолюцию, в которой фиксирует плачевное состояние с исполнением решения и призывает власти страны к выполнению взятых на себя обязательств по исполнению решения. Документы Комитета министров имеют политический эффект", - говорит Григор Аветисян.
По его словам, другими органами, так или иначе вовлеченными в надзор за исполнением решений ЕСПЧ, являются сам Евросуд и ПАСЕ. "ЕСПЧ в последнее время из разряда простого наблюдателя за исполнением своих решений трансформировался в активного участника процесса исполнения. Это связано с тем, что Евросуд обратил внимание на огромное число повторных и однотипных жалоб, поступающих из России. Это говорит о том, что проблемы, которые Евросуд устанавливает в своих решениях, не разрешаются по существу", - заявил адвокат. Он отметил, что ПАСЕ ведет свой мониторинг исполнения решений ЕСПЧ и доводит свои выводы до европарламентариев, в том числе и до российских.