9 родственников пропавших жителей Чечни получили компенсации

Как сообщает "Правовая инициатива по России" и ее партнер - организация "Правовое содействие - Астрея", Европейский суд по правам человека  в своем постановлении жестко осудил Россию за исчезновения двух женщин и шести мужчин, которые произошли в Чечне в 2000-2002 годах. Все восемь человек исчезли в Грозненском районе или в городе Грозный, тела двух женщин были найдены со следами насильственной смерти через несколько месяцев после их исчезновения, а другие задержанные пропали без вести.

Житель Чечни Гелани Кайхаров исчез в пригороде Грозного 20 декабря 2000 года. Сулейман Сургуев, Адам Сулейманов и Мирза Эльмурзаев пропали в Грозном 2 февраля 2000 года. 23 февраля 2000 года исчез Шааман Вагапов, а 3 июня 2000 года в столице Чечни пропали Марха и Гарса Ракаевы, а также Завалу Тазуркаев. К исчезновению этих граждан были причастны сотрудники правоохранительных органов, утверждали истцы.

По оценке Суда, во всех случаях проводимое внутреннее расследование оказалось безрезультатным, хотя следственные органы имели данные о личностях преступников или войсковых частях, к которым они принадлежали. Вопреки требованиям Правительства признать жалобы неприемлемыми в связи с большим промежутком времени между самими событиями и подачей жалоб, Суд установил, что заявители действовали с должной осмотрительностью в своих обращениях к следственным органам и сотрудничестве с властями. Суд также сослался на недавнее постановление по делу «Аслаханова и другие против России» в части установления того, что у заявителей отсутствовали эффективные средства правовой защиты в отношении их жалоб, что является системной проблемой в рамках Конвенции.

В своем постановлении по делу «Кайхарова и другие против России» (Kaykharova and Others v. Russia, жалобы NN 11554/07, 7862/08, 56745/08 и 61274/09) Суд признал нарушении статьи 2 (право на жизнь) по существу в отношении Гелани Кайхарова, Сулеймана Сергуева, Адама Сулейманова, Мирзы Елмурзаева, Марха Гакаева, Райса Гакаева, Завалу Тазуркаева и Шаамана Вагапова; нарушение статьи 2 Конвенции в с связи с тем, что не было проведено эффективного расследования обстоятельств исчезновения и смерти родственников заявителей; нарушение статьи 3 Конвенции (запрещение пыток) в отношении заявителей в связи с причинением им страданий исчезновением родственников и реакцией на это властей; нарушение статьи 5 Конвенции (право на свободу и личную неприкосновенность) в отношении восьми родственников заявителей; нарушение статьи 13 Конвенции (Право на эффективное средство правовой защиты), взятой в совокупности со статьями 2 и 3 Конвенции.

Потерпевшим была присуждена справедливая компенсация морального вреда (480000 евро), убытков (23000 евро) и издержек (20000 евро).