ЕСПЧ признал силовиков России виновными в гибели отца и сына в Чечне
Европейский суд по правам человека решил, что сотрудники силовых структур России причастны к жестокому убийству жителя Грозного Аслана Дудаева, а также похищению и убийству его отца Али Дудаева. Евросуд потребовал от российских властей выплатить семье погибших 123 тысячи евро.
Заявителем по делу выступала жительница Старопромысловского района Грозного Зара Дудаева. Согласно ее показаниям, в ночь на 9 июля 2002 года, когда она находилась у своих родственников, около 15 вооруженных силовиков приехали к дому Дудаевых и стали стрелять и кидать гранаты в сторону здания. Один из сыновей Зары Алихан, на тот момент работавший в правоохранительных органах, отстреливался от силовиков полчаса, затем ему удалось покинуть дом и доехать до отдела милиции. Остальные члены семьи, лежа на полу, продолжали пережидать обстрел.
В ходе нападения внук Зары Дудаевой Адам был ранен в результате взрыва гранаты, осколки попали ему в ногу и спину. Штурм дома продолжался, по словам Дудаевой, два часа. Когда сын Зары Аслан поднялся и направился к силовикам, крича им, что в доме находятся женщины и несовершеннолетние, его застрелили на глазах у жены и пятерых детей. Аслан был убит выстрелом в голову, затем силовики оттащили тело в отдельную комнату и выстрелили в его в голову еще раз.
Нападавшие схватили мужа Дудаевой Али, посадили в БТР и увезли, с тех пор его местонахождение не известно. Его супруга уверена, что Али был впоследствии убит. В конце спецоперации силовики подожгли дом и машину Дудаевых. Зара Дудаева узнала о случившемся той же ночью и срочно приехала домой, где члены семьи рассказали ей о случившемся, сообщила заявительница.
Заявление Дудаевой поступило в ЕСПЧ 18 ноября 2009 года. 19 июня 2013 года ЕСПЧ начал коммуникацию по делу с российскими властями. В суд поступили материалы двух дел, возбужденных после спецоперации чеченскими правоохранительными органами. В сентябре 2009 года они были соединены в единое производство, но до сих пор не раскрыты.
По версии российского правительства, заявления Дудаевой о причастности силовиков к гибели ее сына и похищению мужа являются необоснованными. Власти подчеркивают, что сама заявительница произошедшего не видела, и, по их мнению, никаких доказательств того, что силовые структуры связаны с нападением на ее дом, нет.
Рассмотрев дело, ЕСПЧ 8 декабря 2015 год признал заявление Зары Дудаевой обоснованным. Суд считает, что силовые структуры нарушили статьи 2, 3, 5 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод: "Право на жизнь", "Запрещение пыток", "Право на свободу и личную неприкосновенность" и "Право на эффективное средство правовой защиты". ЕСЧП постановил присудить Дудаевой 120 тысяч евро компенсации и возместить 3 тысячи евро судебных издержек, сообщается на сайте суда.