ЕСПЧ присудил 1 млн 129 тысяч евро родным пропавших после спецоперации в Чечне
Власти России обязаны выплатить 1 млн 129 тысяч евро родственникам жителей Чечни, пропавших без вести с 21 мая по 11 июня 2002 года в селе Мескер-Юрт Шалинского района. Такое решение принял Европейский суд по правам человека в Страсбурге по делу «Орцуева и другие против России».
Решение по искам родственников 16 жителей Чечни, один из которых был убит силовиками, а остальные пропали без вести, Европейский суд по правам человека вынес сегодня, 22 ноября 2016 года. Всего суд присудил 1 миллион 129 тысяч евро компенсации: 169 тысяч евро материального и 960 тысяч евро морального ущерба. Своим решением Евросуд подтвердил нарушение процессуального аспекта статьи 2 (Право на жизнь) Конвенции по правам человека в отношении 16 жителей села Мескерт-Юрт.
Жалоба в ЕСПЧ была направлена в суд 28 декабря 2007 года от имени 45 человек - родных пропавших без вести и убитых в результате спецоперации. Как отмечалось в иске, в период с 21 мая по 11 июня 2002 года в селе Мескер-Юрт Шалинского района Чечни проводилась спецоперация федеральных сил под командованием генерала Броницкого. 21 мая в этом населенном пункте был высажен десант, а позднее туда вошли подразделения федеральных сил, которые проводили спецоперацию в населенном пункте Автуры. В период проведения спецоперации Мескер-Юрт был полностью блокирован, в село пропускали только зарегистрированных там лиц и никого не выпускали. На окраине села был создан временный лагерь фильтрации.
По данным заявителей, в ходе спецоперации были задержаны в числе других 16 жителей Мескер-Юрта, при этом один из них – Темерсултанов Адам – был убит, а остальные после задержания исчезли.
«В этот день, 21 мая, военные случайно увидели Ислама на улице, - рассказывает мать пропавшего Ислама Орцуева Зулай. - Я быстро загнала его в дом. Но военные сразу зашли следом за ним... Они задержали моего сына. Потом спросили, где его паспорт. Но у него не было паспорта, у меня не было денег, чтобы получить паспорт. В паспортном столе просили за это 2500 рублей. Военные прямо босиком его забрали и отвезли на окраину села, где они держали задержанных. В эти дни было очень много жителей нашего села задержано. Мы, родственники, все время стояли там в надежде, что их выпустят. Некоторых выпускали страшно избитыми. В селе говорили, что задержанных пытают, даже гвоздями прибивают. Я спрашивала выходящих о своем сыне. Мне только сказали, что они видели, как моего сына допрашивали военные».
Сестра пропавшего во время зачистки Лечи Темирханова Лариса до сих по не верит, что ее брат мертв. «Сегодня я жду от властей информации о том, где мой брат и жив ли он. Никакого расследования все эти годы не велось, и я до сих пор не знаю, в чем обвиняют моего брата, по какой причине его задержали», – рассказала Лариса.
Исчерпав все внутренние средства защиты, родственники пропавших обратились к юристам "Правовой инициативы", которые оказали помощь в составлении и направлении жалобы в Европейский суд по правам человека.
"Государственные агенты виновны в похищении, исчезновении и убийстве наших родственников. Власти не провели эффективного расследования данного дела, не смотря на наши неоднократные обращения", – утверждают заявители, ссылаясь на статью 2 Европейской Конвенции по правам человека.
В своем решении по делу «Орцуева и другие против России» Европейский суд установил, что родственники заявителей могут быть признаны умершими после их непризнанного задержания государственными служащими и что один из них, Адам Темерсултанов, был убит агентами государства. ЕСПЧ указал, что при отсутствии каких-либо обоснований, выдвинутых правительством, пришел к выводу, что смерть родственников заявителей может быть отнесена к вине государства.
Суд также отметил, что расследование уголовного дела не является эффективным средством правовой защиты в отношении исчезновений. «В подобных уголовных делах о похищениях неоднократно приостанавливается следствие, а затем наступают периоды бездействия, которые еще больше уменьшают перспективы эффективного расследования преступлений. Не предпринимаются значимые шаги, чтобы идентифицировать и допросить военнослужащих, которые могли быть свидетелями или участниками спецопераций», – отмечается в постановлении Евросуда.
«В этом решении особо важно, что была присуждена компенсация материального ущерба, в то время как правительство оспаривало его, - прокомментировала решение ЕСПЧ юридический директор «Правовой инициативы» Ольга Гнездилова. - Суд встал на сторону родных. В итоге родственники пропавших получат от 2 до 17 тысяч евро компенсации материального ущерба и по 60 тысяч евро – морального вреда. Суд также сослался на дело "Правовой инициативы" "Аслаханова и другие против России" и еще раз подчеркнул, что проблема неэффективного расследования исчезновений в Чечне с 2000 по 2006 годы является системной. На основании сегодняшнего постановления должно быть возобновлено уголовное дело и проведено эффективное расследование. Выплатой компенсаций дело не заканчивается».