ЕСПЧ обязал власти России выплатить 65 000 евро родным похищенного жителя Ингушетии
Европейский суд по правам человека присудил 65 тысяч евро родным похищенного в Ингушетии Ибрагима Куштова. Жалобу родных Куштова направили в ЕСПЧ юристы “Правовой инициативы”.
По данным "Правовой инициативы", 15 февраля 2006 года прокуратура Ингушетии возбудила уголовное дело по факту похищения Куштова, предварительное следствие по которому было приостановлено 22 октября 2006 года. В 2007 года заявители обратились в "Правовую инициативу", юристы организации помогли составить и направить жалобу в Европейский суд по правам человека.
5 января 2006 года Ибрагим Куштов, сын Маржан Куштовой, находившийся за рулем своей машины, был остановлен силовиками поблизости от аэропорта Магас (Республика Ингушетия). Затем его насильно посадили в гражданский автомобиль неизвестные вооруженные люди в камуфляжной одежде, по предположению его родных - военные.
“Военные подъехали, запихнули его в машину, выехали на федеральную трассу. А куда дальше они поехали, то ли в сторону Чечни, то ли в сторону Магаса – никто не знает", - заявил брат Ибрагима Куштова Муса Куштов.
После этого Ибрагим Куштов пропал без вести. Заявители в своей жалобе предположили, что их родственник был похищен, чтобы тем самым вынудить его старшего брата Ису Куштова, разыскиваемого по обвинению в терроризме, сдаться властям.
"Никто из домашних связь с Исой не поддерживал. Дней семь-десять после пропажи брата ходили слухи, что его отпустят, если он сделает так, чтобы младший вернулся из леса. Прошло дней десять, слухи прекратились", - заявил Муса Куштов, также пояснив, что летом того же года они узнали из официальных источников, что Иса был убит.
Заявителями по делу о похищении Ибрагима Куштова выступили мать Куштова, два его брата и четыре сестры. Судьи ЕСПЧ постановили, что по делу "Куштова и другие против России" правительство России обязано выплатить 5 тысяч евро в качестве возмещения материального ущерба заявительнице Маржан Куштовой, а также 60 тыс. евро в качестве возмещения нематериального ущерба ей и ее детям.
Россией в отношении заявителей были допущены нарушения статьи 2 (право на жизнь), статьи 3 (запрещение пыток), статьи 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) и статьи 13 (право на эффективную правовую защиту) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, посчитал ЕСПЧ.
Несмотря на положительное решение ЕСПЧ, членам семьи хотелось бы знать, жив ли Ибрагим, отметил Муса Куштов. "Если жив, то узнать, где он находится. Если его нет в живых, то получить его тело и похоронить в соответствии с мусульманскими традициями. Оставлять человека без могилы – жестоко", – подчеркнул Муса Куштов.
ЕСПЧ в своем постановлении "Куштова и другие против России" повторил свои выводы общей неэффективности уголовных расследований в случае насильственного исчезновения людей, отметила юридический директор "Правовой инициативы" Ольга Гнездилова.
"В отсутствие каких-либо результатов уголовного расследования, любые другие возможные средства правовой защиты становятся недоступны на практике. Заявители не имели в своем распоряжении эффективных средств правовой защиты", - сказала Ольга Гнездилова.